Защита прав человека в рамках региональных международных организаций
Анализ созданной европейской системы защиты прав и свобод человека (СЕ, ЕС, ОБСЕ) был бы неполным без ее сравнительного анализа с другими системами защиты прав человека — универсальной в рамках Организации Объединенных Наций и региональными системами: африканской в рамках Организации Африканского Единства (далее ОАЕ), межамериканской в рамках Организации Американских Государств (далее ОАГ), арабской в рамках Лиги Арабских Государств (далее ЛАГ) и формирующейся новой системы в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.
Действующая в рамках Организации Американских Государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы.
Одно из отличий заключается в том, что для функционирования межамериканской системы защиты прав человека было принято одновременно сразу три документа:
- Устав Организации Американских Государств;
- Американская декларация прав и обязанностей человека;
- Межамериканская конвенция по правам человека.
Перечень прав и свобод, содержащийся в Межамериканской конвенции, не выходит за пределы традиционных гражданских и политических прав. Он, как и в Европейской конвенции 1950 года, принятой в рамках Совета Европы, уже того списка, который закреплен в Международном пакте о гражданских и политических правах.
В основе функционирования созданного в соответствии с Межамериканской Конвенцией контрольного механизма (Комиссия и Суд) лежит положение, в соответствии с которым любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделяются правом представления в Межамериканскую комиссию петиций с жалобами на нарушения Конвенции государством – участником (ст. 44 Конвенции).
Многие исследователи отмечают невысокую эффективность межамериканской системы защиты прав человека, в связи с этим в 2011 г. эта система вступила в новую фазу своего развития – в процесс реформирования, который должен привести к повышению эффективности работы всех органов. Была создана Рабочая группа, которая дала свои рекомендации ОАГ, комиссии, и Генеральному секретарю ОАГ.
Хартия, принятая в рамках ОАЕ относится к закрытым договорам, ее участниками могут быть только страны – участники этой организации. Текст Хартии был принят и открыт для подписания 27.06.1891 на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, проходившей в г. Найроби (Нигерия). Рассматриваемый договор вступил в силу 21.10.1986, состоит из преамбулы и 3-х частей: «Права и обязанности, «Гарантии», «Общие положения». К настоящей конвенции были приняты два Протокола: в 1998 году, был принят Протокол объявивший создание Африканского Суда по правам человека (вступил в силу в 2004 году) и в 2003 году был принят Протокол о правах женщин (вступил в силу в 2005 году).
В настоящее время в рамках Африканского Союза (произошло переименование ОАЕ в АС) действует Африканская Комиссия по правам человека и народов и Суд. В 2006 года были избраны первые 11 судей и прошло в этом же году первое заседание. За первые 5 лет своей деятельности Суд рассмотрел только одну жалобу против Сенегала.1
Она существенно отличается от аналогичных договоров регионального характера, принятых в рамках Совета Европы и Организации Американских Государств.
К числу наиболее ярких отличительных черт Хартии, которые одновременно представляют и концептуальные новации в области международного права прав человека, относятся:
- признание, наряду с правами человека, прав народов («третье поколение» прав человека);
- признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные;
- признание права на развитие в качестве права человека;
- провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством;
- ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека.
Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.
Рассматривая с точки зрения соответствия этого документа общепризнанным принципам и нормам, а также стандартам в рассматриваемой области, следует отметить, что она во многом превосходит принятую ранее в рамках Организации исламской конференции с участием всех арабских государств Каирскую декларацию прав человека в исламе. Но, в то же время, Арабская хартия прав человека не создает каких-либо существенных обязательств для государств-участников. В ней отсутствует ряд важных прав и свобод. В ней не упоминается о праве на участие в управлении общегосударственными делами, которое, как правило, осуществляется непосредственно или посредством представительных органов власти, сформированных путем прямого общенародного тайного голосования на равноправной основе.
Общий же вывод, который можно сделать после анализа всех трех систем в сравнении с европейской системой, заключается в том, что система сложившаяся в рамках Совета Европы наиболее действенна и эффективна. Это связано, прежде всего, с целым рядом факторов финансового, исторического, политического, культурного, правового и иного характера. Но, безусловно, Европейская конвенция по правам человека 1950 года оказала значительное влияние на развитие других региональных правозащитных систем, все они по ее примеру имеют комиссию и Суд.
Представляется, что Азиатский суд по правам человека в большей степени необходим для стран Востока, поскольку существует конкретная разница между правовыми основами Запада и Востока.
Конкретное отличие правовых основ заключается в том, что сторонники восточной концепции провозглашают, что, во-первых, при трактовке прав человека основное внимание должно уделяться региональной специфике государств, европейской напротив – закрепляют универсальность прав человека.
Во-вторых, перед гражданскими и политическими правами социально-экономические права должны быть приоритетны, а коллективные – перед индивидуальными.
В-третьих, определением статуса личности занимается исключительно государство и это его внутренняя компетенция, а принцип невмешательства во внутренние дела государства является определяющим.
Сама по себе Декларация АСЕАН о правах человека интересна тем, что страны, подписавшие ее, исповедуют практически все основные религии (Индонезия – мусульманство, Тайланд – буддизм, Сингапур – конфуцианство, Филлипины – христианство) это может служить мощным подспорьем для работы со многими странами мира, так как существует факт влияния религии на правовую среду, особенно в мусульманских странах.
- Суверенные права народа в социально-экономической сфере
- Суверенные права народа в политико-правовой сфере
- Правовое регулирование прав народов в международном праве и российском законодательстве
- Понятие и генезис прав народов
- Неправительственные правозащитные организации
- Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан
- Совет при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека
- Министерство юстиции РФ
- Прокуратура РФ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу