Структурно-функциональная интерпретация профессий

Американский социолог Т. Парсонс сделал очень большой вклад в становление социологии профессий как самостоятельной дисциплины. В классической работе «Структура социального действия» он коснулся многих аспектов профессиональной деятельности. Во-первых, он определил общие исторические корни современных профессий – капиталистическое производство и рационально-правовой порядок.

Во-вторых, первым подробно описал профессиональную модель и её влияние на жизнь социума на примере медицинского сообщества. В-третьих, Т. Парсонс раскрыл прямую связь профессий с научной деятельностью и коллективными формами организации, главным образом, с бюрократией.

Дифференциация профессий и рост их общественного значения – это показатель преодоления «стяжательского капитализма», в котором каждый хозяйствующий субъект заинтересован только в личной выгоде. Бизнес и профессиональное сообщество постепенно осознают необходимость кооперации и альтруизма труда ради достижения общественной гармонии.

Здесь, разумеется, Т. Парсонс оказался в плену собственных представлений об «идеальном типе» профессионала, который виделся ему альтруистом, интеллектуалом и гражданином.

Так, специалист не должен иметь личного интереса к получению выгоды («отсутствие интереса» – disinterestedness), т. е. профессиональные и коммерческие отношения имеют разную природу; профессионалы отличаются ярко выраженным либерализмом, демократизмом и гуманизмом, унаследованным от университета; эксперт не имеет эгоистических потребностей и целиком ориентирован на достижение общего блага.

Можно отметить определённую противоречивость образа профессионала: альтруизм профессиональной деятельности вступает в конфликт с требованием её рациональности, что вызывает сомнения в реальности такого идеального типа.

За относительную иллюзорность взглядов Т. Парсонс подвергался справедливой критике, однако в целом он смог уловить важный аспект трудовой сферы современного ему западного общества: увеличение роли профессионалов в жизни страны и их тесная связь с экономическими структурами. Занятие, по Т. Парсонсу, – это широкое понятие, включающее в себя бизнес, профессии и государственное управление.

Специфика бизнеса – защита своих частных эгоистических интересов, профессионалы – альтруисты и сторонники общего блага, наконец, госуправление отстаивает позицию государства, обычно вступающую в противоречие с интересами двух других сфер.

Профессионалов возможно отграничить на основании трёх критериев: получение формальной квалификации в строгих условиях институциализированной системы подготовки специалиста сопровождается формированием комплекса знаний и ценностей, соответствующих инструментальному типу рациональности; навыки реализации знаний; уверенность профессионала в применении своих умений на пользу социуму.

Цель деятельности профессионалов – достижение успеха через принесение пользы обществу, умножение финансовых капиталов фирмы или достижение высокого профессионального статуса. Профессии вносят в неустойчивую общественную систему капиталистической экономики и целерационального социального порядка устойчивость и стабильность. Авторитет профессий базируется на трёх основаниях: функциональной специфике, универсальных и безличных стандартах, а также ограничении сферы применения властных полномочий.

Вслед за Г. Спенсером американский социолог выводит источником современных профессий занятие священнослужителя. Светские профессии развивались в двух направлениях: академическом и прикладном. Первое направление получило полное воплощение в университетах, посредством накопления теоретических знаний возникли профессии врача, юриста и преподавателя. Второе направление выразилось в образовании инженерно-технических специальностей.

Вообще, процесс формирования светских профессий связан с двумя тенденциями: секуляризацией знаний и усилением влияния науки на жизнь общества; интеллектуализацией прикладных занятий, вызванной необходимостью систематизации и кодификации знаний и борьбой за властные ресурсы. Именно благодаря этому профессии оказывают определяющее влияние на жизнь современного западного общества. Университеты оказали решающее влияние на становление профессиональной структуры ХХ в.

С момента своего возникновения они выполняют важнейшие функции:

  • воспроизводство профессионалов;
  • профессиональная социализация;
  • производство и передача профессионального знания;
  • регулирование рынков профессиональных услуг посредством выдачи дипломов и сертификатов;
  • легитимация профессионального знания.

Высшие школы развивались в рамках двух моделей. Первоначально сложилась континентальная модель (Франция, Италия, Германия) с чёткой специализацией вокруг права, медицины, теологии и философии. Университеты и профессионалы оказались включены в состав государственного аппарата, в обществе утвердилась модель академического креденциализма, стратифицировавшего специалистов по критерию формальной квалификации.

Англосаксонской модели свойственны слабая специализация образования, большое влияние религии на светское обучение, низкий уровень подготовки в рамках прикладных наук, независимость профессионалов от государства в силу того, что основными потребителями образовательных услуг был слой аристократов, коммерциализированный характер профессиональной деятельности, склонность к рыночному монополизму, лицензированию профессионалов и вытеснению всех «чужих» (например, иностранцев) за пределы профессионального сообщества. В рамках второй модели профессиональная группа позиционирует себя как независимая или даже противостоящая государственному давлению.

Т. Парсонс видит в университетах локомотивы общественного прогресса в силу нескольких причин. Высшая школа содействует, во-первых, индустриализации за счёт массового выпуска специалистов; во-вторых, демократизации общественных отношений; в-третьих, научно-техническому прогрессу и росту числа академических и прикладных исследований; в-четвёртых, изменениям в способе приобретения социального статуса – аскриптивная форма уступила место дескриптивной, профессионально достигаемой; в-пятых, включению индивида в общество и формированию его мировоззрения; в-шестых, усилила важность «свободных профессий».

Она представлена именами Т. Парсонса, Р. Павалко, К. Дэвиса, У. Мура и др. Р. Павалко первым собрал воедино все индикаторы «полноценной» профессии:

  1. Абстрактное, теоретическое знание как основание практической деятельности.
  2. Длительный период специализированной подготовки, сопровождающийся интериоризацией ценностей и норм профессиональной группы.
  3. Профессиональная компетентность связана с базовыми ценностями общества.
  4. Ориентация на служение обществу, приоритет профессионального альтруизма перед эгоизмом.
  5. Наличие этического кодекса группы.
  6.  Долговременное или даже пожизненное членство в профессии.
  7. Профессиональная автономия, контроль доступа в группу.
  8. Наличие профессиональной идентичности и субкультуры.

Данные характеристики можно представить в табличной форме (табл. 7):

Структурно-функциональная интерпретация профессий

Макросоциологический подход оказал решающее влияние на англо-саксонскую модель профессии как элитного и независимого от государства вида деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)