Специфика понимания профессии и профессиональных отношений в СССР

Общей методологической установкой всех советских исследований в сфере труда был акцент на ведущей роли рабочего класса в национальном хозяйстве. При этом постепенно учёные признают растущую роль высшего образования и кадров высокой квалификации в деятельности промышленных предприятий, а также возрастание значимости наукоёмких разработок.

Происходит исследовательский сдвиг от общих проблем организации труда к мотивации и дифференциации трудовых отношений, т. е. научно концептуализируется понятие «профессия».

Отечественный социолог В.Г. Подмарков разделил трудовую функцию и профессию. Под первым он понимал объективно заданное содержание труда, под вторым – уровень подготовленности работника к выполнению трудовых функций. Профессия как феномен образуется при сочетании работника, условий его развития и условий производства и представляет собой совокупность качеств, необходимых для выполнения трудовых функций.

Не всякий вид деятельности является профессией, а только тот, что подразумевает специальную подготовку (образование и практику на производстве) и квалификацию. В.Г. Подмарков также рассматривал профессию как способ реализации внутренних потребностей человека в социальном признании и успехе, самовыражении и творчестве, а не просто как результат общественного разделения труда.

Профессии складываются из двух компонентов: деятельности субъектов труда и технологической структуры, объективно задающей разделение производственного процесса на этапы. Иначе говоря, профессии обусловлены как производительными силами, так и производственными отношениями.

Интересно
Однако В.Г. Подмарков солидаризировался с марксизмом-ленинизмом в аспекте сущности профессиональной дифференциации: она является следствием социального неравенства и исчезает в коммунистическом обществе. Рабочий представляет собой идеального профессионала, так как сочетает в своём труде как интеллектуальный, так и физический труд.

Из данного факта следует один чрезвычайно важный методологический вывод. Профессиональная дифференциация в советском обществе рассматривалась (возможно, не всеми исследователями, но безоговорочным большинством) как негативный результат – именно результат, но не фактор – общественного неравенства.

Коммунистический социум избежит разделения труда и, соответственно, профессиональной специализации. Таким образом, разработка целостной концепции профессии оказалась невозможна. Господство марксистско-ленинской философии привело к образованию псевдонаучных, заведомо спекулятивных положений и выводов, мешая объективному познанию социально-экономических отношений и процессов.

Влияние идеологии на научное познание проявлялось, например, в следующем. В.А. Ядов в книге «Человек и его работа» в качестве главного стратифицирующего признака рабочих использует содержание труда, а не заработную плату. За аксиому также принималось утверждение о жизненной необходимости труда и стимулировании данной потребностью всей без исключения общественной активности рабочих.

Иначе говоря, все достижения работника (членство в партии, рационализаторские предложения, увеличение качества продукции и т. д.) связывались не с условиями труда, уровнем дохода или какими-то иными причинами, а с «трудовым энтузиазмом», внутренней потребностью в общественно полезном труде.

Следует иметь ввиду, что высокая мотивация рабочих к труду поддерживалась высоким уровнем заработной платы. По данным Госстатистики, в 1970 г. средняя заработная плата рабочих составляла 131 руб., инженерно-технических работников (ИТР) – 178 руб., служащих – 112 руб. По другим данным, на ленинградском машиностроительном заводе квалифицированные рабочие получали 142 руб., работники исполнительского умственного труда (исполнительская часть ИТР) – 133 руб., руководители производственных коллективов (руководящая часть ИТР) – 191 руб.

Плановый характер хозяйства также обусловливал тесное взаимодействие рабочих и руководителей цеха, что снимало типичную для капитализма проблему противостояния менеджеров и исполнителей. Сами руководители предприятия, включая директора, проходили все должностные ступени, начиная от рабочего.

Однако никто из работников – от рабочего и до директора – не обладал традиционно выделяемыми в зарубежной социологии признаками профессии: монополией на экспертизу, профессиональной автономией и властным ресурсом. Данные критерии были «размазаны» спецификой организации производственных отношений на предприятии – тесной взаимозависимостью всех отделов и работников друг от друга, а предприятие в целом было зависимо от государственного заказа.

Интересно
Наиболее значительным престижем пользовались интеллектуальные профессии, о чём свидетельствуют некоторые социологические исследования. Изучение профессионального престижа в СССР не проводилось до начала 1960-х гг., но и после этого они имели весьма редкий характер в силу неприемлемости для партийных чиновников самой постановки вопроса.

Первые данные о престиже профессий были получены американскими социологами А. Инкельсом и П. Росси в ходе Гарвардского проекта по изучению советского общественного пространства. Учёные опросили 2100 эмигрантов из СССР, оказавшихся в Европе или США после Второй мировой войны. Конечно, данная «выборка» не является репрезентативной и включает в себя противников советского социального порядка, что отразилось на их ответах.

А. Инкельс и П. Росси получили иерархию из 13-ти профессий (от наиболее к наименее престижным): врач, научный работник, инженер, директор завода, бригадир, бухгалтер, офицер, учитель, рядовой рабочий, бригадир в колхозе, секретарь партии, председатель колхоза, колхозник. Низкое положение секретарей партии и руководителей колхозов говорит о критическом настрое опрошенных по отношению к советской власти.

Первое собственно советское исследование было проведено известным социологом В.Н. Шубкиным в 1963 г. на школьниках новосибирской области. 3 тысячи человек ранжировали 74 профессии по 100-балльной шкале. В результате был выявлен высокий престиж занятий научных работников, врачей и инженеров, средний – квалифицированных рабочих, низкий – представителей сферы сельского хозяйства и сектора массовых продаж и услуг. К аналогичным выводам пришла в следующем году ленинградский социолог В.В. Водзинская, отметившая, например, высокую привлекательность профессий физиков и медиков-исследователей.

Киевские социологи В.Ф. Черноволенко, В.Л. Оссовский и В.И. Паниотто в конце 1970-х гг. подтвердили правильность предыдущих исследований, однако отметили медленное падение престижа инженерно-технических специальностей и постепенный рост профессий сферы обслуживания и продаж.

В современной России социология профессий не является такой популярной отраслью социального знания как, например, экономическая социология, однако сложился коллектив исследователей, уделяющих большое внимание вопросам существования профессий.

Большие заслуги связаны с именем Президента Российского общества социологов В.А. Мансуровым, активно систематизирующим информацию о классических зарубежных исследованиях в сфере профессий, а также изучающим динамику социального статуса высококвалифицированных специалистов в нестабильном обществе.

Современным представителям социологии профессий посвящены работы Р.Н. Абрамова, проблемами престижа профессий и трудовых контрактов занимается А.Р. Бессуднов, А.А. Московская уделяет большое внимание вопросу профессиональных моделей и структур в общественной динамике России, профессиональная карьера и профессиональная мобильность – предмет изучения И.П. Поповой. Также следует отметить работы О.В. Волковой, О.В. Лукша, М.Г. Руднева, Т.Б. Щепанской, О.В. Юрченко, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)