Отношение к детству при переходе к капитализму

При переходе к капитализму в результате возникновения буржуазной семьи и обучения детство очерчивается более определенно. Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Детство идеализируется как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господствующим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить ребенка к контакту с социальной действительностью, формирование и развитие детей гарантируют обновление общества. По мнению Ж. Ж. Руссо, общество портит человека, поэтому детство следует защищать от его пагубного влияния.

Содержание жизни в детстве — проявление во всей полноте «телесности» человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею.

Человек должен прожить детство во всей его неповторимости: лишь тогда жизнь будет полноценной. В эту эпоху акцент делается на моделировании ребенком социальных ситуаций. В научных сочинениях XVI —XVII вв. для характеристики возрастных периодов жизни использовалась терминология, которая употребляется до сих пор: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Западная христианская традиция приняла характеристики, данные детству, отрочеству, юности античными авторами в русле популярной темы возрастов (или этапов) человеческой жизни.

Общим местом для средневековой педагогической литературы было определение детства с точки зрения физиологической — рост, незрелость — физическая и умственная. С точки зрения социальной — это период несамостоятельности и подчиненности взрослым. Рождение в середине XIX в. научной педиатрии, появление в конце века психоанализа заставили по-новому взглянуть на проблемы детства. XIX столетие французский ученый Ф.Ариес называл привилегированным возрастом детства.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному историческому периоду не вызывает у многих историков единодушия

Однако многие ученые согласны с тем, что Новое время, особенно XVII и XVIII вв., связано с ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным различением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности. В XX в. произошло осознание детства как глобальной философско-культурологической проблемы, имеющей значение для понимания специфики человека и человечества. Тема детства появилась в русской письменной традиции лишь в XVIII в. в рамках столь же нового литературного жанра — воспоминаний о своей жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)