Характеристика общепрофессиональной компетентности педагога

Компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии. Компетентность педагога связана с разносторонностью общепрофессиональных знаний.

Содержательная основа его профессиональной компетентности в области межкультурного взаимодействия субъектов образовательной деятельности обнаруживается в следующих проявлениях.

Во-первых, она проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано в мировой педагогической культуре в целом, в отечественной педагогике, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, умении обобщить и передать свой опыт другим.

Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания необходимым нормативным качеством педагога становится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей, содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем.

И, в-третьих, профессионально компетентный педагог любого уровня способен к рефлексии, т.е. к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.

Интересно
Сущностными характеристиками общепрофессиональной компетентности современного педагога, обладающего компетенциями, важными для работы в условиях полиэтнического состава учащихся, можно рассматривать следующее.

Гуманистическая направленность как устойчивая система этнопедагогических ценностей по отношению к каждому ребенку в условиях полиэтнической образовательной среды.

Далее это — индивидуальные особенности личности педагога — способность адекватно воспринимать окружающих людей в условиях пересечения разных культур.

Профессиональная «Я-концепция» — относительно устойчивая система представлений педагога о самом себе как профессионале и представителе определенной национальной и общечеловеческой культуры, на основе которой он строит свое взаимодействие с коллегами, учащимися и определяет свою этническую идентичность.

Ещё психолого-педагогические знания, умения и навыки, включающие в себя:

  • коммуникативные, позволяющие строить общение в полиэтнической образовательной среде;
  • знания и умения, обусловливающие решение этнопедагогических проблем;
  • различные группы педагогических умений, связанных с организацией этнодидаюгических отношений.

Очевидным становится, что одна из этнопедагогических функций современного педагога в полиэтнической образовательной среде — познание этносоциальных процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)