Квазиэтнос этнической идентификации

Идеи А.А.Потебни, Д. Н.Овсянико-Куликовского, Г. Г. Шпета о роли языка, слова в этнической, национальной идентификации находят подтверждение в культуре XX в.

Интересно
Так, создавая альтернативную «взрослой культуре» молодежную культуру, бунтующую европейскую молодежь самоидентифицировали через различные элементы культуры — поведение, одежду, стиль общения, музыку и сленг, жаргон, т.е. особый язык общения, служивший средством выражения единого духа молодежной субкультуры, коллектива.

Использование в молодежной субкультуре механизмов этнической идентификации говорит о том, что данная возрастная группа приобретает черты не возрастной, а скорее этнической группы, становится своеобразным «квазиэтносом».

Говоря о российской национальной идее, о необходимости достижения национального единства и гражданского мира в обществе, стоит задуматься о последствиях усиливающегося языкового кризиса, о нарастающей маргинализации и криминализации русского языка, бытового речевого общения.

Очевидно, что кризис языка отражает кризис национального самосознания, размывания в общественном сознании ценностей национальной культуры. Здесь этнопедагогическая деятельность имеет конкретный и чрезвычайно актуальный объект внимания.

Таким образом, есть все основания утверждать, что отечественная этнологическая мысль с момента возникновения развивалась в тесном взаимодействии со смежными научными областями — историей, психологией, языкознанием, социологией, педагогикой, не чуждалась философских обобщений.

Здесь отсутствовала тенденция «отмежевания» от других областей гуманитарного знания, без которых невозможно приблизиться к решению задач: сохранение и развитие национального самосознания, формирование национального характера, утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов, разных рас.

Эти задачи могут быть рассмотрены как в значительной степени этнопедагогические.

Можно даже утверждать, что задачи практического применения этнологических знаний на пользу развития страны, народа преобладали над интересами теоретической рефлексии. Кроме того, только во взаимодействии с другими науками этнология могла уточнить свой собственный предмет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)