Фольклор как средство воспитания

Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно-мифологических основах.

Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.

Именно такое воздействие, как мы уже отмечали, один из важнейших принципов народной педагогики. По мнению Б. Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор».

Это:

  • фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, т.е. синоним понятия «традиционная культура»;
  • фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях;
  • фольклор как явления художественного творчества народа;
  • фольклор как сфера словесного искусства, т. е. область устного народного творчества;
  • фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Понятие «фольклор» означает все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется, поскольку оно отражает неоспоримый факт: все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Профессиональное искусство всегда черпало и выразительные средства, и образы, и интонации из искусства народного, но в процессе профессионализации художественного творчества, его «институализации»  эта связь становилась все более опосредованной, даже скрытой.

В профессионализированной художественной культуре, особенно в связи с развитием модернистских художественных направлений, изменивших язык искусства, необыкновенно усложнивших его, всегда существовала некая ностальгия по народной простоте и лаконичности образного языка, используемых в творчестве средств.

Соответственно возникали и такие художественные направления, как примитивизм, сознательно обращавшийся к «простому» и ясному языку народного искусства.

А в музыке как альтернатива утомительной и многократно усиленной электронными музыкальными инструментами громкостной динамике даже появился особый жанр «тихой музыки».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)