Ступень диалектического подхода
Данная ступень методологической культуры – более высокая.
О ее достижении говорят перечисленные ниже критерии.
1. Умение педагога использовать в своей деятельности несколько методологических установок одновременно.
2. Наличие у педагога знаний, умений и навыков, выходящих за рамки однозначной детерминации.
3. Выбор сразу нескольких целей деятельности.
4. Знание методик достижения поставленных целей.
Например, воспитание и обучение – это процессы, которые имеют разные цели, разные методологические установки, разные принципы, задачи и теории, хотя все это достигается в одном учебно-воспитательном действии.
В настоящее время педагогика ставит задачу создания условий для самостоятельного развития личности учащегося, важными средствами достижения этой задачи являются приобретаемые знания, умения и навыки.
Обучение не может происходить без воспитания. Умение педагога подходить к процессу обучения с точки зрения его воспитательного эффекта как раз и относится к данной ступени методологической культуры.
Знания, умения и навыки этой ступени развиваются у будущих педагогов при обучении в вузе на занятиях по методике преподавания, позже – посредством участия молодых специалистов в различных научно-практических конференциях, пропагандирующих новаторские идеи в педагогической практике, а также на курсах повышения квалификации.
Диалектический подход востребован и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности.
Так, при определении основного содержания образования необходимо сформулировать критерии выбора образовательных дисциплин и при этом учесть взаимовлияние и взаимоотношение обучения естественно-научного и обучения гуманитарного.
В образовательном процессе педагог должен применять многочисленные приемы, методы, принципы и методологические установки. Это, в частности, касается организации трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания.
Вторая ступень методологической культуры является особенностью именно педагогической науки.
Например, в естествоведческих науках процесс изучения какого-либо явления можно объяснить одним из методологических понятий, в то время как в педагогике такое объяснение является признаком и критерием низкого уровня методологической культуры.
Иллюстрацией могут служить принципы воспитывающего и развивающего обучения. Принципы воспитывающего обучения – это обучение и воспитание, а принципы развивающего обучения – это обучение и развитие.
Диалектический подход предполагает соединение противоположных начал, хотя приведенные выше принципы и не считаются противоположными.
О методологической культуре педагога говорит его умение определять внутреннюю специфику рассматриваемого явления.
Итак, о достижении педагогом второй ступени методологической культуры свидетельствует его умение одновременно использовать в своей деятельности разнообразные идеи и положения, сочетать в учебно-воспитательном процессе несколько направлений образования.
- Научно-методическая работа преподавателя как фактор качественного научно-методического обеспечения
- Нормативно-правовой комплекс: нормативная и методическая документация, методические издания и материалы
- Методологическая рефлексия как условие профессионального роста
- Ступени сложности методологической культуры
- Философский уровень методологической культуры
- Методология педагогики
- Нравственно-психологический образ педагога и формирование педагогического мастерства
- Общие принципы процесса обучения
- Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу