Современные практики делового общения

Новые средства коммуникации, рост скорости взаимодействия, усложнение повседневного человеческого общения, конкуренция в глобализирующемся мире способствуют оформлению новых требований к современной культуре делового общения — мировой социум вступил в период активного развития и формирования универсальных норм и правил поведения в деловой сфере.

Развивающиеся международные связи, обмены в разных областях производства, науки, культуры и образования ускоряют процессы сближения деловых людей. Сегодня нормы и правила делового общения, которые формируют культурные образцы поведения в международной бизнес-среде, как правило, едины во всех странах, хотя имеют и свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций и законов исповедуемой религии.

Учитывать традиции и обычаи делового общения и деловой этики, существующие у каждого народа и в каждой стране, очень важно при встрече представителей разных культур. По мере развития цивилизации характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей общения, имеют все большее значение.

При сотрудничестве, когда интересы сторон совпадают, национальные различия могут не оказывать слишком большого воздействия на ведение дел, но в конфликтной ситуации очень влияют на деловые отношения. Если национальные и культурные различия оказываются значительными, то участники международного общения должны придерживаться единых норм и правил. Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности.

Интересно
Из рассмотренного выше следует, что культура делового общения характеризуется различными принципами, правилами, поведенческими нормами деловой активности, комплексом традиций, установок, представлений и определяется типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национальными традициями.

Анализируя современные технологии делового общения, многие эксперты связывают их успешность именно с культурным кодом, обеспечивающим эффективность коммуникационного пространства общения: культурными ценностями, моральными и нравственными принципами и этическими нормами взаимодействия.

Так, в работах признанного исследователя проблем современных деловых отношений Джен Ягер сформулированы общие этические принципы, приверженность которым становится не только фактором личного успеха, но и позволяет обеспечить успех компании на все более конкурентном рынке:

  • Будьте пунктуальны (делайте все вовремя). Данное правило, по мнению Дж. Ягер, — «золотой закон западной деловой культуры». Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Правда, в рамках деловых культур разных стран отношение к опозданиям отличается, это также необходимо понимать. Кстати, социальные сети, oнлайн-игры и прочие интересности Интернета специалисты относят к «пожирателям рабочего времени», мешающим своевременному и качественному выполнению рабочих функций, и рекомендуют отказываться от них в рабочее время.
  • Следите за тем, что говорите (режим конфиденциальности). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Также нет необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. Особое внимание — электронной почте и Интернету, которые в эпоху глобальной сети стали главными «искусителями». Дж. Ягер формулирует «золотое правило» общения в сети: «Никогда не пишите ни о себе, ни о своей компании того, чего вы не хотели бы увидеть на первых страницах газет под своей подписью».
  • Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Уважительное отношение к мнению других и понимание позволяет максимально эффективно выстраивать деловые отношения. Навыки восприятия критических замечаний от коллег, начальства, подчиненных, умение выделить конструктивное зерно и использовать в дальнейшей работе также в лучшую сторону влияют на эффективность деловой коммуникации. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
  • Умейте заботиться не только о себе (думайте о других, а не только о себе). Этот универсальный принцип никогда не теряет актуальности. Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. По мнению Дж. Ягер, пять слов отличают успешного человека третьего тысячелетия от тех, у кого нет перспектив. Эти слова: «Могу ли я вам помочь?»
  • Умейте правильно одеваться. Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Вместе с тем данное правило сегодня понимается неоднозначно. В глобальных условиях демократизации требования к стилю одежды — строгий или свободный — определяются каждой компанией, организацией персонально. Исключение составляют деловые встречи и мероприятия, где прописан дресс-код. Но несоответствие или игнорирование сотрудником требований компании к деловой повседневной одежде — безусловная ошибка деловой коммуникации.
  • Соблюдайте правила речи (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Но не только ошибки орфографии, грамматики и бестактные шутки характеризуют низкую деловую культуру личности. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Всегда необходимо ставить себя в рамки прилежного поведения.

Современная деловая культура представлена широким диапазоном общепринятых поведенческих правил и норм, этикетных требований, ограничений, поведенческих норм, которые призваны обеспечить эффективность на разных уровнях делового общения, деловых переговорах и совещаниях, встречах и консультациях, конференциях и собраниях и других формах деловой активности. Культура поступков, речи, одежды, элегантность манер, умение вести себя в деловом сообществе высоко ценятся в современной деловой коммуникации.

Современные рамки делового общения постоянно расширяются. Наряду с сохраняющими свою актуальность традиционными формами деловых отношений: переговоры и совещания, конференции и собрания, представляющих собой особый тип протокольного общения, неотъемлемой составляющей деловой коммуникации становятся реклама и светское общение.

Интересно
Успех дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо «читаемой» монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но «нечитаемая» монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма, этикетные тосты.

Все большее значение в современном пространстве бизнес-коммуникаций приобретают письменные формы делового общения, которые выступают важным способом деловой коммуникации, источником информации и по-прежнему — важным средством документирования. Договоры, приказы, распоряжения, соглашения и иные служебные документы, связанные с иерархическими взаимоотношениями должностных лиц, фиксируют определенные социально-правовые отношения в организации.

В ходе делового общения на всех уровнях активно используются различные формы служебной письменной активности — требования, запросы, отчеты, планы, деловые письма, объяснения, извинения, соболезнования и др. В письменной речи культура делового общения проявляет себя в формах и содержании документа, в формулах обращения, выражения просьб, отказов, претензий, способах аргументации.

Письмо, запрос, коммерческое предложение или требование, демонстрирующие речевую неграмотность составителя и составленные без знания стандартов оформления документации, могут как повлиять на авторитет работника, так и нанести урон репутации фирмы. Каждый из документов имеет свои композиционные характеристики, требования к оформлению и содержанию.

Умножают возможности делового общения в ХХI в. новые электронные средства коммуникации, которые частично изменили представления о правилах и нормах делового общения. Среди специалистов появился термин «нетикет» — набор правил, используемых для общения на просторах Интернета. Часть этих правил используется для общения через электронную почту. Переписка по электронной почте отличается от традиционного «бумажного» общения и имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Для корреспонденции, распространяемой посредством электронных видов связи, в бизнес-сообществе сформулированы основные правила и требования к ее подготовке и рассылке, на которые обязаны ориентироваться все участники делового взаимодействия.

Одной из важных форм письменного делового общения в современном мире становится резюме. Резюме — презентационный документ, составляемый соискателем вакансии, содержащий деловые и личные сведения о соискателе, и направляемый потенциальному работодателю. В настоящее время выработались определенные правила составления и восприятия резюме.

По форме резюме в большинстве случаев должно следовать определенным стандартам подачи материала, в то же время оно должно быть интересным и запоминающимся по содержанию. Шаблоны резюме «зашиты» в современные офисные программы, устанавливаемые на компьютерах, традиционные формы резюме можно найти на работных сайтах и на сайтах кадровых агентств. Там же можно найти квалифицированные советы по заполнению формы резюме и представлению соискателя.

Интересно
Как правило, у каждого специалиста сегодня есть базовое резюме, которое ему легко адаптировать к требованиям работодателя. Следует помнить, что данный документ — это не только форма письменной коммуникации, но и возможность самопрезентации соискателя, успешность которой зависит также и от навыков работы с документами такого порядка.

В целом, культура делового общения — необходимый компонент и обязательное условие любой деловой коммуникации — проявляется как социально обусловленные правила «деловой игры», фиксируемые в этических стандартах, поведенческих нормах профессиональной деятельности и деловой активности, способах и стилях поведения, т. е. в неких культурных образцах, которые способны обеспечить профессиональную успешность и результативность личности, повысить репутационные преимущества фирмы в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)