Разработка управленческого решения: эффективность и качество
Руководители корпоративных организаций в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью разработки управленческих решений, от которых во многом зависят результаты деятельности (деловой успех).
На рис. 12 показана суть системного представления управленческих решений, принимаемых в системе корпоративного менеджмента. Из представленных здесь данных можно понять природу процесса принятия управленческих решений.
Речь идет об организационной, социальной, технологической, психологической, правовой и экономической эффективности (соотношения стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его реализацию).
Этот вид эффективности может быть определен в том случае, если цель управленческого решения выражается какими-то количественными показателями, относящимися к деятельности корпоративной организации в целом (или на конкретном рынке, или на определенном этапе производства).В качестве ресурсов, обеспечивающих эффективность управленческого решения, обычно выступает профессионализм лидеров (топ-менеджеров), их когнитивные и организаторские возможности, а также финансы и мотивации в рассматриваемой системе.
Для того, чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:
- быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов во времени;
- содержать механизм реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, контроль при реализации решений;
- быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;
- готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных ситуаций;
- быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых конфликтов;
- быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
- предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.
Л. А. Бирман к основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относит следующее:
- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры выхода, входа, внешней среды и процесса системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения (20).
В. С. Юткаева в своей работе «Управленческие решения» (22) предлагает формулу расчета качества принимаемых решений:
где Кк – коэффициент качества управленческих решений;
Рв – количество принятых управленческих решений;
Рн – количество выполненных управленческих решений;
Рп – количество выполненных некачественных решений.
Укажем далее на классификацию управленческих решений, которая позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной ситуации.
По содержанию: социальные, экономические, технические, политические и др.
По степени неопределенности: решения в условиях определенности, решения в условиях риска, решения в условиях неопределенности.
По направленности: на решение внутренних проблем, на решение внешних проблем.
По числу целей: одноцелевые, многоцелевые.
По возможности программирования: программируемые, непрограммируемые.
По обязательности выполнения: директивные, рекомендательные.
По важности: важные, маловажные.
По степени повторяемости: периодически повторяющиеся, не периодические, уникальные.
По срочности: срочные, несрочные.
По подходу к принятию решения: интуитивные, основанные на суждении, рациональные.
Обобщая отмеченное выше в отношении эффективности и качества организации (разработки и реализации) управленческого решения, сошлемся на данные табл. 2.
В ней управленческое решение представлено как комплексное понятие, представленное в виде процесса, условия и результата.
- Концепция формирования и развития культуры управления трансакционными издержками корпоративной деятельности
- Оценка рейтингов трансакционных издержек и принятия решений по эмиссии ценных бумаг
- Трансакционные издержки на рынке мягких факторов корпоративной деятельности
- Трансакции как путь расширения сферы влияния экономического агента на результаты корпоративной деятельности
- Трансакционные издержки корпоративной организации как функция спроса на социально-экономические институты
- Культура управления трансакционными издержками корпоративной деятельности как объект институционального исследования
- Институциональная экономика принятия решений в сфере управления трансакционными издержками
- Теоретические основы сегментирования доверительности рыночных отношений в геомаркетинговой системе
- Роль доверительности рыночных отношений в экономике принятия решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу