Предложение
Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Кривая предложения
Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке. «Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной. Что лежит в основе кривой предложения?
- издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего
определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом; - технология производства. Использование более совершенной технологии понижает
издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения
продукции; - цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает
издержки производства и увеличивает предложение благ; - цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг
друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего
блага повысится, то увеличится цена и второго; - количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
- количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить
этого блага; - налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии,
наоборот, вызывают расширение производства; - государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт
благ ведет к увеличению их предложения; - особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.
Изменение предложениия
Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения? Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения. Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
Движение вдоль кривой предложения – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Движение вдоль кривой предложения
Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.
- Теория оптимальных механизмов распределения ресурсов
- Теория игр
- Эмпирический экономическом анализе рыночных механизмов
- Методы психологических исследований в экономике
- Теории ассиметричной информации
- Монопольная власть продавцов ресурсов производства
- Издержки в долгосрочном периоде
- Издержки в краткосрочном периоде
- Концепция прибыли
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу