Определение и границы рынка

Зачем фирме необходимо четко и формализованно определить свой рынок, если ответ на этот вопрос очевиден на интуитивном уровне? Для того чтобы при дальнейшем анализе не упустить чего-нибудь важного или не обеспокоить себя чем-нибудь лишним. Ведь если мы слишком широко определим свой рынок, то будем рассматривать в качестве соперников те компании, которые не являются нашими конкурентами, потратим лишнее время и силы на борьбу с теми, кто мог бы стать нашим союзником (или уж, по крайней мере, кого можно было не принимать во внимание), и этих всегда дефицитных ресурсов не хватит на борьбу с реальными конкурентами.

А если мы искусственно заузим свой рынок, то из поля нашего внимания выпадут те компании, которые являются нашими прямыми конкурентами, и добром это для нас не кончится. Не определив четко границ своего рынка, мы не сможем дальше говорить ни о его емкости, ни о его динамике, ни о позициях и долях ключевых игроков, ни о других важных вопросах, имеющих отношение к нашему рынку.

То есть говорить мы, конечно, сможем (кто же нам запретит?), но разговор этот будет достаточно бе с содержательным. Так, если определить рынок журнала «Эксперт» как рынок цветных еженедельных изданий, то в него придется включить и ТВ-гайды типа «7 дней» или «ТВ-Парк», и молодежные издания типа «Лиза» и «Отдохни».

Интересно
Понятно, что ни одно из этих изданий на самом деле не является конкурентом «Эксперта». Его конкурентами (по мнению редакции) не являются также такие издания, как «Власть», «Политбюро», «Журнал», «Огонек», «Плюсы и минусы», поскольку они позиционируют себя как новостные и общественно-политические, а «Эксперт» — как деловой и аналитический. Правильным определением рынка для журнала кажется: «Рынок качественных деловых еженедельных издании».

На этом рынке, кроме «Эксперта», в 2003 г. были представлены: «Деньги», «Профиль», «Компания», «Деловая хроника» и «Русский фокус».Если ООО «Фирма «Престол», производящая только пельмени «Домашние, ручного изготовления», определяет свой рынок как «рынок пельменей» — это ошибка. Из поля зрения выпускаются производители блинчиков, пиццы, вареников и прочих продуктов легкого приготовления, являющихся прямыми конкурентами для пельменей и их производителей. Поэтому компания «Дарья» так и определяет свой рынок — «продукты легкого приготовления».

Проще всего определить свой рынок по формальной принадлежности к отрасли. И это нужно сделать. Понимание отраслевой принадлежности пригодится при дальнейшем поиске отраслевой информации, статистики, экспертов, изданий  и ассоциаций. Последние могут быть весьма полезны и в качестве источников информации, и в качестве «законных» лоббистов отраслевых интересов.

Рынок компании «Звезды общепита» — общественное питание. Рынок компании «Натали-турс» —туристический. Рынок компаний «Балтика» и «Вимм-Биль-Данн» — пиво и безалкогольные напитки, пищевая промышленность. Рынок компаний «Дарья» и «Байсад» — продукты питания, пищевая промышленность.

Кстати, заметьте, что до 2006 г. и, скорее всего, еще несколько следующих лет эти компании не будут вступать в прямую конкуренцию между собой.

Рынок компании «Евросеть» — это рынок бытовой техники, розничная торговля; а рынок компании «Адамас» — ювелирный, ювелирная промышленность, оптовая и розничная торговля. Кстати, эти две компании отчасти являются конкурентами, поскольку основные продукты и той, и другой сети (мобильные телефоны и украшения из золота) очень часто выступают в качестве подарков и отчасти взаимозаменяемы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)