Модели управления качеством
Вместе с изменением представлений о качестве менялись и концептуальные модели управления качеством.
В настоящее время общепризнаны следующие концептуальные модели:
- Контроль качества (quality control) – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для
выполнения требований к качеству. - Обеспечение качества (quality assessment) – виды деятельности, планируемые и систематически осуществляемые в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
- Непрерывное повышение качества (continuous quality improvement) – мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей.
Концепцию непрерывного улучшения качества, как новую философию управления, разработал американский специалист в области качества доктор В. E. Деминг.
Основные положения нового подхода доктор Е.Деминг сформулировал как принципы управления.
По мнению автора, необходимо:
- Создать постоянную цель для улучшения продукции и услуг.
- Воспринять новую философию.
- Перестать полагаться на инспекцию в достижении высокого качества.
- Перестать судить о бизнесе на основании цены.
- Постоянно и необратимо совершенствовать систему производства и обслуживания.
- Ввести обучение.
- Учредить руководство.
- Вытеснить страх.
- Разрушать барьеры между подразделениями.
- Покончить с лозунгами, призывами и заданиями в цифрах.
- Отказаться от количественных квот или норм выработки.
- Устранить препятствия, мешающие людям гордиться своим мастерством.
- Ввести интенсивную программу обучения.
Руководители органов и организаций здравоохранения должны изучить все виды оказываемой медицинской помощи, научиться выявлять наиболее характерные отклонения в организации лечебно-диагностического (профилактического) процесса для предупреждения этих отклонений в будущем.
Установление контроля над отклонениями делает возможным управление результатом.
Руководителям органов и организаций здравоохранения необходимо:
- иметь представление о точке зрения потребителя (пациента);
- владеть системным подходом;
- владеть статистическими методами;
- знать точку зрения работающего коллектива;
- отказаться от традиционной оценки индивидуального выполнения работы.
Доктор А.Донабедиан (A.Donabedian, 1990г.) выделил три главных направления работы по обеспечению качества
медицинской помощи: совершенствование структуры, процесса и результата. Взаимосвязь структуры, процесса и результата получала название «триады Донабедиана».
Для совершенствования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи необходимо:
- создать соответствующую законодательную и нормативно-правовую базу по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи;
- привести в соответствие с нормативно-правовой базой структуры и ресурсы (кадровые, финансовые, материальные и информационные);
- создать соответствующие технологические стандарты и стандарты на результаты и эффективнее контролировать выполнение медицинских технологий.
Нормативные требования к структуре, призванные обеспечивать преимущественно предварительный контроль
качества, включают требования к квалификационным характеристикам медицинских работников (системы образования, аттестации, сертификации и лицензирования), к минимально необходимому инструментальному и лекарственному обеспечению, к санитарным правилам устройства и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений.
Другим элементом структуры, обеспечивающим качество медицинской помощи, является оснащение и устройство организаций здравоохранения. Реальное достижение учреждениями здравоохранения оснащенности, соответствующей законодательной базе, возможно только при соответствующем финансировании. Самая современная система управления качеством медицинской помощи оказывается неэффективной в условиях критически недостаточного финансирования системы здравоохранения.
В Российской Федерации широко используется аудиторский принцип, когда на законодательном уровне от каждой организации здравоохранения требуются сертификат и лицензия государственного образца.
Стратегия непрерывного улучшения качества (НУК) определяется как всеобъемлющая направленность руководства на постоянное и непрерывное совершенствование всех показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения в целом, всех его подразделений и отдельных сотрудников, а также наиболее полное удовлетворение запросов потребителей медицинских услуг.
В результате углубленного анализа принимается ряд управленческих решений, позволяющих оптимизировать деятельность организации здравоохранения.
- Индикаторы договоров и заключительные положения
- Договорной процесс как инструмент управления качеством медицинских услуг
- Экспертиза качества медицинских и профилактических услуг на первичном уровне
- Организация и проведение ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи
- Самооценка как способ улучшения качества медицинской помощи
- Организация контроля качества медицинской помощи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу