Мифология восточных славян

Складывая мифы и сказки, древний человек-язычник не собирался обманывать других, а высказывал лишь свои суждения, догадки о мире, природе, о своей жизни. Мифология – это фантастические представления о мире, которые присущи всем народам земли, сказания о богах, духах, героях. Мифологические представления первобытного человека были основным способом понимания мира, выражали его мироощущение.

Интересно
Мировоззрение славян-язычников – средоточие интереснейших взглядов на мир и человека в нем. Наши предки не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу, приписывая природным явлениям ум, силу, хитрость, коварство, злобу, – черты, присущие людям и животным. Облик божеств и духов трансформировался в зависимости от приписываемых им свойств и способностей, они становились многоликими, многорукими, одноглазыми, козлоногими. Вечное существование богам и духам обеспечивали обряды и ритуалы, которые систематически повторялись и были привязаны к определенным природным явлениям или событиям в жизни человека.

В славянской мифологии можно выделить несколько уровней. К высшему уровню относились такие божества, как Перун, Велес, Сварог, Дажбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, большинство женских божеств (Мокошь, Род, Чур). Элементы следующего уровня характеризуются наиболее абстрагированными функциями – это Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано общеславянское слово бог (богатый – имеющий бога, долю, убогий – не имеющий бога,доли). Слово бог входило в имена различных божеств – Дажьбог, Чернобог и т.д. Сказочные персонажи относились к низшему уровню мифологии: таковы Баба-Яга, Кощей, Чудо-юдо, Лесной царь, Водяной царь и т.д. К самому низшему уровню относились нечисти: домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы. По представлениям древних славян, на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землей обитали злые демоны.

Мифологические существа находились в постоянном взаимодействии с человеком, и пантеон этих персонажей постепенно пополнялся. Новые занимали свое место, не вытесняя старых. Человек совершенствовался, станоВ народном творчестве в полной мере нашло свое художественное воплощение мировоззрение славян-язычников. С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Это заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки и обрядовые песни. К Х веку особое место в устном народном творчестве стали занимать былины. В них выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы славян, описаны события повседневной жизни. Наиболее ярко с языческим прошлым связано и происхождение сказок.

Корни волшебной сказки следует искать в глубине веков, они имеют историческую основу. Эмпирически все мы как будто хорошо знаем, что такое сказка. Мы храним о ней поэтическое воспоминание с детства. Мы интуитивно чувствуем ее обаяние, наслаждаемся ее красотой, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутье.

Такое чутье – дар, полученный от природы. Далеко не все им обладают. Но поэтического восприятия, хотя оно и необходимо для понимания сказки, еще недостаточно. Нужны и методы познания. А именно – надо знать историю народа, этнографию, историю религии, формы мышления народа, языкознание. Сказки знают и любят все народы мира. Откуда же берёт начало русская сказка? Надо учесть, что сюжет может быть древнее жанра. Он уходит своими корнями в миф.

Первобытные люди не имели сказок, у них были мифы. В чем же отличие сказки от мифа? В мифе отношение ко всем персонажам сакральное, а в сказке есть необычность, то есть неверие в действительность, есть развлекательное начало. “Миф, потерявший социальную значимость, становится сказкой”. Но главное – сказка и миф отличаются не столько сами по себе, сколько по тому, как к ним относятся.

Рассмотрим некоторые элементы сказок, которые уходят в область перЗмееборство. В представлении многих народов Змей – хозяин водной стихии. В сказке он живет в воде, а когда выплывает на поверхность, то и вода поднимается за ним. То есть связь дождя и Змея очевидна. Там где земледелие зависело от рек, был обычай приносить в жертвы Змею девушек, “вручать” разные дары. Но постепенно, с развитием техники, мифологическое представление о том, что урожай зависит от хозяина водной стихии, расшатывается. Обычай, который когда-то так соблюдался, отпал.

Стали создаваться рассказы о том, что девушка была отдана Змею на съедение, а юноша ее спас. Элемент многих сказок – наличие двух миров. “В некотором царстве…” В каком? Предполагается, что это не тот мир, где живет сказочник. Ему противопоставляется другой мир. “В тридевятом царстве” – сказочное утроение, “в тридесятом государстве” – трижды утроение + 1 – подчеркивается и единственность этого мира. А число три называли не потому что должно быть не больше и не меньше, а считалось оно числом магическим, волшебным и означало неведомо сколько, бесконечное множество.

Представление о другом, сказочном, мире соответствует тем представлениям, которые человек создал себе о потустороннем мире. Представление о двух мирах есть во всех религиях. Это одна из основ религиозного мышления. Тотемизм – это обожествление животных. Язычники считали их совершеннее человека. Согласно этим представлениям, человек ведет свое происхождение от животного. У каждого рода оно свое и считается священным (его не употребляют в пищу). Тотем считался покровителем рода. После смерти человек попадает в мир, где царствуют животные. Где этот мир? Где-то очень далеко (за морями, за горами…)

Как же попасть в этот мир?

  • Можно превратиться в животное: “ударился оземь и превратился….”
  • В дальнейшем, с развитием представлений о душе, ее представляют в образе птицы (отсюда крылатые кони и т.д. Славяне хоронили умерших часто с лошадьми, чтобы те помогли им перейти в мир мертвых);
  • Любое быстрое животное может доставить туда человека (можно лететь на орле, плыть на ките и т.д.)

Сказка всегда содержит какие-то вечные ценности и имеет большую воспитательную, педагогическую ценность. Но основные ее достоинства – поэтичность, задушевность, простота, глубокая правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие, сочетание детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)