Эпоха Франклина Рузвельта

Наиболее благоприятными для развития системы паблик рилейшнз стали период “великой депрессии” 1929-1933 годов и эпоха “нового курса” президента Франклина Рузвельта, который вывел страну из этого глубочайшего кризиса. Ф.Рузвельт и его советники усмотрели возможность выхода из экономической катастрофы во введении элементов государственного регулирования свободных рыночных отношений. Это была ломка традиционно существующих американских ценностей, поэтому Рузвельту необходимо было разъяснить суть своей политики и заручиться поддержкой населения.

Основным методом, выбранным для этого Рузвельтом, явилась терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, личного влияния. Он понимал, что достичь взаимопонимания с общественностью можно только путем объединения последовательной и неуклонной политики и усилий по информированию и убеждению общественности. И он делал это мастерски.

По совету Люиса Гова – известного эксперта по вопросам паблик рилейшнз – Ф.Рузвельт проектировал имидж уверенного в себе и счастливого человека – именно этого недоставало рядовым американцам. В знаменитых “радиобеседах у камелька” в простой, доходчивой и интимной форме президент разъяснял соотечественникам суть и необходимость своих реформ.

Он всегда улыбался перед фотокамерами репортеров, его имя упоминалось в популярных песнях, он даже стал героем комедийного мюзикла. Огромную помощь во всем этом президенту оказывала его жена Элеонора Рузвельт, которая по рекомендации Люиса Гова включилась в политические дела и проводила большую работу среди женщин.

Нетрудно догадаться, что в это время заметно пошатнулась репутация крупного бизнеса, и ее нужно было спасать. “Новый курс” американского президента, расширявший вмешательство государства в дела свободного рынка, был воспринят корпорациями как ограничение прав частной собственности, что послужило поводом для разжигания борьбы монополий с государством при активном использовании средств пропаганды.

Такая могущественная американская организация, как Национальная ассоциация промышленников, провела целый ряд ПР-кампаний под общим лозунгом “Спасение бизнеса”. И чем масштабнее становилась эта кампания, тем острее чувствовалась потребность в пиэрменах.
В 1932 году уже известный нам Э.Бернайз советует руководству корпорации “Дженерал моторз” провести масштабную автовыставку и в ее рамках организовать три представительских завтрака на темы: “Новая технология производства”, “Автомобиль и международное взаимопонимание”, “Место автомобильной промышленности в депрессивной экономике”.

Все рекомендованные Бернайзом мероприятия широко освещались в прессе. Более того, он предложил организовать широкомасштабную дискуссию “Наука и будущее”, цель которой заключалась в том, чтобы в общественном сознании связать воедино прогресс с деятельностью “Дженерал моторз”. Тут же возникла еще одна идея – написать историю США как историю крупных корпораций.

“Спасение бизнеса” осуществлялось пиэрменами не только с помощью демонстрации достоинств крупных монополий. Оно происходило и в сфере сугубо политической. Примером этого может послужить ПР-кампания, организованная калифорнийской фирмой паблик рилейшнз “Уайтекер энд Бокстер”.

Поскольку крупный бизнес считал “новый курс” Рузвельта с его стремлением ограничить стихию рынка уступкой социализму, угрозой со стороны коммунизма, делалось все возможное, чтобы противостоять ему. В 1934 году во время избирательной кампании на пост губернатора штата Калифорния баллотировался Эптон Синклер, уже упоминавшийся нами активный “разгребатель грязи”, критик капиталистического строя.

Соперники Синклера были убеждены, что предвыборная программа писателя представляет опасность для большого бизнеса и американской демократии. Чтобы нанести поражение Синклеру, ПР-фирма “Уайтекер энд Бокстер” применила метод, получивший название “подрывной риторики”.

Суть его в данном случае сводилась к переключению внимания общественности с содержания предвыборной платформы Синклера на его личные “недостатки”. К таким “недостаткам” ПР-фирма отнесла высказывания писателя по вопросам религии, брака и коммунизма Из произведений писателя тщательно подбирались цитаты, содержащие угрозы демократии, затем был нанят художник, нарисовавший к ним карикатуры и комиксы.

Под общим лозунгом “Пятна синклеризма” эта продукция через газеты распространялась по всему штату. В дополнение было отпечатано несколько листовок и памфлетов, где разворачивалась эта тема В итоге писатель Эптон Синклер на выборах проиграл.

Примеров становления и развития системы паблик рилейшнз в США можно приводить множество. Но и упомянутые наглядно показывают, что паблик рилейшнз как специфическая составляющая системы менеджмента прошла путь от стихийного пресс-посредничества к образованию крупных самостоятельных фирм и отдельных подразделений в пределах корпораций и государственных органов, способных оказывать постоянное и целенаправленное влияние на общественность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)