Анализ бухгалтерской прибыли

Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с исследования ее динамики и структуры как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Для оценки уровня и динамики показателей бухгалтерской прибыли составим табл. 7.2.

Как следует из ее данных, организация достигла высоких результатов в финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде по сравнению с базисным. Об этом свидетельствует увеличение общей суммы прибыли на 34 661 тыс. руб. (49 857 – 15 196), или 228 %. Подобный рост прибыли является результатом увеличения всех ее составляющих. В большей степени выросли такие ее элементы, как прибыль от продаж (на 8467) и операционные доходы (на 26 950 тыс. руб.). Они же составляют основную долю бухгалтерской прибыли – 95,4 % (43,8 + 65,5 – 13,9 %). Если бы не было увеличения коммерческих и управленческих расходов на 122 тыс. руб., операционных расходов на 215 тыс. и внереализационных расходов на 134 тыс. руб., то прибыль до налогообложения была бы в отчетном периоде на 471 тыс. руб., или 0,9 % больше (471: 49 857 × 100).

Более детальный анализ предполагает изучение каждого элемента бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов. Их можно классифицировать на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • социально-экономические условия;
  • природные условия;
  • цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки;
  • уровень развития внешнеэкономических связей и т. д.

К внутренним факторам относятся изменения:

  • прибыли от продаж;
  • структуры реализованной продукции;
  • себестоимости продукции;
  • уровня цен на нее;
  • операционных и внереализационных доходов и расходов.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с бухгалтерской прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости продукции, операционных и внереализационных расходов, снижение которых приводит к увеличению прибыли.
Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка – на прибыли от продаж.

При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимаются во внимание не только результаты анализа, но и такие аспекты учетной политики предприятия, как:

  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • способы ведения бухгалтерского учета (методы амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, признания прибыли от продажи товаров, продукции, работ и услуг);
  • оптимизация издержек на производство продукции;
  • рациональная ценовая политика и др.

Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (продукции, работ и услуг).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)